30 декабря 2019 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации».
Насколько реально этот закон может быть применим гражданами страны и каков потенциал собственной генерации в России, рассказали инициаторы законопроекта – Комитет по энергетике Госдумы РФ и Минэнерго РФ.
С принятием этого закона потребители, установившие у себя объект микрогенерации (например, солнечную панель), выдающий во внешнюю сеть максимальную мощность не более 15 кВт, смогут продавать гарантирующим поставщикам и иным энергосбытовым компаниям не потребленные на собственные нужды излишки электроэнергии, полученные от микрогенерации. Чтобы воспользоваться правом продажи электроэнергии, необходимо технически присоединить объект микрогенерации к местным сетям, а также заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция. Гарантирующие поставщики, в свою очередь, будут обязаны такие излишки покупать по средневзвешенной цене оптового рынка.
Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный отмечает, что признание и создание нормативной базы микрогенерации в РФ полностью соответствует мировым тенденциям децентрализации, декарбонизации и некоторой персонализации электроэнергетики. Распределенная энергетика (а микрогенерация – ее часть, пусть пока и не очень большая) – это один из основных элементов так называемого энергетического перехода. Весь мир движется по этому пути, причем давно и быстро.
По оценке Международного энергетического агентства, распределенная энергетика обеспечит до 75 % новых подключений в глобальной электрификации до 2030 года.
Считается, что принятие законопроекта будет способствовать достижению целей, поставленных Президентом России в Указе от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Как отметили в Минэнерго РФ, принятие закона было обусловлено необходимостью дать старт применению программы поддержки малых генерирующих объектов с целью стимулирования их практического внедрения населением. Реализация этого ФЗ будет способствовать развитию малой распределенной энергетики в стране, повышению энергетической эффективности жилого фонда, а также будет направлена на стимулирование производства и продажи отечественными компаниями подобных высокотехнологичных устройств.
«Прежде всего, закон вводит само понятие «объект микрогенерации». Закон также наделяет его владельца – потребителя электроэнергии правом производить и продавать электроэнергию, а также определяет некоторые аспекты регулирования такой деятельности», – говорит Павел Завальный.
По его словам, после вступления закона в силу любой житель частного дома, у которого установлен объект микрогенерации, может не только обеспечивать себя электроэнергией, но и выдавать в сеть, то есть продавать гарантирующему поставщику не потребленные им самим «излишки». Объект микрогенерации может быть любым – как на базе только ВИЭ (например, солнечная панель или ветроустановка), так и на базе комбинированных решений, сочетающих традиционные источники энергии (например, дизель) и ВИЭ.
«Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии. Конкретные параметры будут определены в рамках разработки подзаконных нормативных правовых актов», – отмечает Павел Завальный.
По его мнению, закон о микрогенерации будет способствовать развитию экологически чистых, приближенных к потребителю технологий энергообеспечения, в первую очередь, в труднодоступных, удаленных и изолированных районах, позволит предотвратить перебои с электричеством, сгладить пики потребления, повысить качество электроэнергии и сократить затраты потребителей.
Здесь, пожалуй, нельзя не согласиться, и в качестве примера хорошо ложится проект в Кемеровской области, где малочисленный коренной народ удаленного Таштагольского района получит более 25 солнечных электростанций (СЭС) от администрации района. На эти цели из бюджета будет направлено 52,3 млн рублей.
Индивидуальные станции будут включать солнечные монокристаллические панели суммарной пиковой мощностью 1400 Вт, гибридные инверторы и аккумуляторные батареи. Особенность этих СЭС в том, что для них не требуется фундамент. Правда, поставка оборудования, вероятно, будет непростой: в некоторые населенные пункты конструкции придется доставлять на лошадях или по реке.
Каков потенциал
Между тем микрогенерация на ВИЭ в России пока практически не развита. Пример Кемеровской области можно рассматривать скорее как единичный, чем как массовое явление. Сейчас объекты микрогенерации можно найти в Калининграде, Краснодаре, некоторых других регионах, но их немного. В этом Россия существенно отстает от других развитых стран, где этот вид распределенной генерации находится в лидерах по темпам роста среди остальных технологий.
В то же время эксперты из энергетического центра «Сколково» оценивают суммарный потенциал микрогенерации на ВИЭ примерно в 11 ГВт (среднегодовая мощность с учетом КИУМ) или 86,5 ГВт (установленная мощность). По их прогнозу, максимальный потенциал (67 % от общего) сосредоточен в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах.
В Минэнерго РФ дополняют, что принятый ФЗ в значительной мере рассчитан на граждан, которые заинтересованы в практическом внедрении современных технических решений, направленных на повышение надежности энергоснабжения их домов и сокращение затрат на приобретение электрической энергии.
«Направленность норм закона на рядового гражданина подтверждается в том числе отсутствием требований о регистрации владельца микрогенерирующего объекта в качестве индивидуального предпринимателя, наличием облегченной процедуры технологического присоединения таких устройств и смягченных требований по организации коммерческого учета производимой электрической энергии», – подчеркивает ведомство.
Следует также отметить, что одновременно принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 459‑ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, по которым доход, полученный от продажи электрической энергии, выработанной на объекте микрогенерации, не облагается налогом на доходы физических лиц.
«По мере принятия нами пакета подзаконных нормативных документов рассчитываем на привлечение большего числа индивидуальных домохозяйств к участию в этой программе», – говорят в Минэнерго.
Одновременно с этим в Минэнерго РФ на текущем этапе затруднились привести конкретные цифры оценки потенциального объема выработки электрической энергии на микрогенерирующем оборудовании. Но в ведомстве выразили надежду, что в целом по стране с началом реального внедрения всего комплекса мер поддержки указанного вида деятельности (начиная со второй половины 2020 – начала 2021 г.) можно будет рассчитывать на вовлечение нескольких сотен тысяч заинтересованных участников в установку и эксплуатацию объектов микрогенерации.
«Расширению вовлечения участников в этот процесс будет способствовать и наблюдающееся как в РФ, так и за рубежом существенное снижение стоимости устройств (в том числе бытовых), предназначенных для выработки электрической энергии на базе возобновляемых источников», – убеждены в отраслевом ведомстве.
Что мешает развитию микрогенерации
Эксперты отмечают, что главное препятствие – даже не отсутствие до последнего момента нормативной базы и правил, по которым микрогенерация встраивается в электроэнергетику, а высокая стоимость необходимого оборудования, значительные сроки его окупаемости. Но, как известно, технологии распределенной энергетики совершенствуются и дешевеют довольно быстрыми темпами.
Кроме того, многие граждане России просто не знают о возможности перейти на микрогенерацию, в принципе не знакомы с этой технологией.
«И здесь нам надо предпринять определенные усилия по повышению энергетической осведомленности и грамотности россиян. Во многих странах мира для стимулирования микрогенерации применяется еще и механизм так называемого «двунаправленного счетчика», своего рода «взаимозачета» по электроэнергии, принятой из сети и отданной в сеть владельцем микрогенерации, – говорит Павел Завальный. – Суть его в том, что потребитель, имеющий свою электростанцию, ежемесячно оплачивает поставщику только разницу в объеме принятой и отданной электроэнергии. В нашем законе такого механизма не предусмотрено, хотя поправки, вводящие его, предлагались. Но, если его решено будет применять, его можно прописать в соответствующем подзаконном акте Правительства РФ, который должен определить порядок взаимодействия между «объектами микрогенерации» и гарантирующими поставщиками», – резюмирует глава Комитета по энергетике Госдумы РФ.